Балет и Байкал: в Бурятии проходит II Лаборатория молодых хореографов
Новости
calendar11.08.2023
Поделиться:

Балет и Байкал: в Бурятии проходит II Лаборатория молодых хореографов

В Бурятии проходит сложный и интересный проект, объединяющий в себе балет, современный танец, изучение бурятских сказок и легенд, этноэкологию, а также обмен опытом между молодыми хореографами со всей России. Результатом проекта станут четыре постановки, которые войдут в репертуар Бурятского академического театра оперы и балета. Портал «Культура. Гранты России» поговорил с куратором проекта II Лаборатория молодых хореографов, балериной, преподавателем Бурятского хореографического училища Баярмой Цыбиковой.


О II Лаборатории молодых хореографов «Сахали. Байкальские легенды»:

II Лаборатория молодых хореографов «Сахали. Байкальские легенды» («сахали» в переводе с бур. - чайка) пройдет на базе Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова в Улан-Удэ и объединит хореографов со всей России. По итогам конкурса на участие в Лаборатории будут отобраны четыре финалиста, чьи постановки будут показаны на сцене театра 22-го и 23-го августа. Сюжеты четырех хореографических композиций финалистов будут основаны на материале легенд и сказок байкальского региона. При этом сверхидеей проектов должно стать формирование осознанного отношения к природе и экологического сознания у молодежной публики. Участники Лаборатории будут использовать методы и возможности современного танца. Одна из уникальных черт этого проекта заключается как раз в том, что труппа академического театра будет работать, используя техники современного танца, а древние легенды и сказки получат новое современное, экологическое звучание через этноэкологический подход. Художественный руководитель Лаборатории: заслуженный артист России и Бурятии, художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета Баярто Дамбаев. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

1 — копия.jpg
Фото: Анна Огородник. Л. Эйнауди "Пенелопа", хореография Петра Базарона


О Бурятском академическом театре оперы и балета:

Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г. Цыдынжапова является крупнейшим учреждением культуры Республики Бурятия и старейшим оперным театром на Дальнем Востоке. У истоков создания театра стояли такие известные артисты, режиссеры и драматурги Бурятии, как Гомбожап Цыдынжапов, Мария Шамбуева, Аполлон Шадаев, Хоца Намсараев и многие другие. В театре проходят международные фестивали и конкурсы, среди которых Фестиваль оперы имени народного артиста СССР Лхасарана Линховоина, Фестиваль балета имени народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой и народного артиста РСФСР Петра Абашеева, Байкальский Международный конкурс вокалистов, Международный конкурс вокалистов имени народного артиста СССР Кима Базарсадаева, Байкальский танцевальный фестиваль. Театр сохраняет свое классическое наследие, а также экспериментирует с новыми формами и жанрами. Появляются современные проекты, например, Лаборатория молодых хореографов в 2019 году, результатом которой стал проект «Бурятские сказки и легенды», состоящий из пяти постановок в жанре современной хореографии и другие проекты. 

Баярма_3 — копия.jpg
Фото: пресс-служба БГАТОиБ. Балет "Баядерка", хореография М. Петипа в редакции М. Ивата

Портал "Культура. Гранты России": Расскажите, пожалуйста, о себе. С чего началось Ваше знакомство с танцем?

Баярма Цыбикова: Я была достаточно активным, танцевальным ребенком. Видимо, это повлияло на решение моих родителей отдать меня заниматься танцами, да и мама мечтала быть балериной. В театр я всегда ходила с папой. Мы смотрели «Лебединое озеро», «Красавицу Ангару» и многие другие спектакли, которые шли в театре. Больше всего запомнился тогда балет «Лик богини» в постановке Олега Игнатьева на музыку Юрия Ирдынеева. Причем я до сих пор помню некоторые сцены, хореографический рисунок.

Я не могу сказать, что я прямо желала стать балериной. Моей любовью была математика. Причем, все годы учебы она была в приоритете. Понимание профессии и желание танцевать появились гораздо позже. Думаю, здесь большая заслуга моего первого педагога Марины Викторовны Рягузовой. Она всегда вдохновляла меня. Она влюбила меня в профессию.

Как появилась идея проводить Лабораторию молодых хореографов в Бурятии? Что за постановки получатся в итоге? 

Баярма Цыбикова: Идея проведения Лаборатории принадлежит Эржене Зугдаровне Жамбаловой. На момент проведения первой Лаборатории она была директором нашего театра. Именно она доверила мне организацию и проведение Лаборатории.

Главная цель Лаборатории – это поиск лица, хореографических возможностей бурятской балетной труппы, того, что ей идет или может ее идентифицировать в балетном пространстве. Это, своего рода, исследование возможностей балетной труппы.

Поэтому одной из целей проведения I Лаборатории было знакомство балетной труппы с разными танцевальными направлениями, причем в таких условиях, когда нужно выйти из зоны комфорта. Хореографы не знали исполнителей до начала постановочного процесса, составы определялись без их участия. Они располагали четырьмя репетиционными площадками и ограниченным постановочным временем. Это был экстрим для всех. Итоговый показ и номинация в лонглисте "Золотой Маски", думаю, говорят о том, что все получилось. И, конечно, Лаборатория – это поиск хореографов для дальнейшего сотрудничества.

Так, в рамках I Лаборатории было поставлено шесть балетных постановок. Хореографами выступили Милана Комарова, Анна Закусова, Ольга Васильева, Александр Рюнтю, Дмитрий Пимонов и Алдар Кынзыбеев. В их работах были отражены, на мой взгляд, все танцевальные направления. Сейчас же желание руководства нашей балетной труппы – это неоклассический балет с элементами современной хореографии. Поэтому большую роль при отборе участников II Лаборатории сыграли присланные ими видео. Финалистами II Лаборатории стали Юлия Репицына (Челябинск), Алиса Шикина (Улан-Удэ), Антон Дорофеев (Санкт-Петербург) и Вячеслав Пегарев (Москва). Нас ждет интересный постановочный период.

Как Вы отбираете участников Лаборатории?

Баярма Цыбикова: Для отбора финалистов II Лаборатории была создана комиссия, членами которой стали руководитель балетной труппы Баярто Дамбаев и репетиторы. В целом, могу сказать, что отбор кандидатов был трудным. Члены комиссии, в первую очередь, смотрели на хореографическую лексику и либретто. Были очень интересные заявки. Лично мне хотелось посотрудничать с Ярославом Францевым и Анной Румянцевой. Возможно, получилось бы создать интересный перформативный проект. Очень интересной была заявка Виты Мулюкиной. К сожалению, возникли нестыковки в рабочих графиках, но я надеюсь, что нам удастся посотрудничать с Витой. 

Каким профессиональным опытом должны обладать хореографы-участники?

Баярма Цыбикова: Молодой хореограф и наличие профессионального опыта ... Одна из главных целей Лаборатории – это поиск молодых, талантливых хореографов, готовых за короткий постановочный период поставить балет. Мы в свою очередь предоставляем им возможность для творческого роста и возможность получить опыт сотрудничества с профессиональной труппой. Поэтому для молодых хореографов, часто не имеющих опыта, участие в Лаборатории – это путь для личностного продвижения и творческого роста, это как раз и есть возможность набраться профессионального опыта. Так, участник I Лаборатории Алдар Кынзыбеев на момент участия не имел профессионального опыта. Сейчас он является художественным руководителем цирка Бурятии и весьма успешно осуществляет хореографические постановки. Для него участие в I Лаборатории, на мой взгляд, сыграло большую роль.  

За какой период времени хореографы должны подготовить свои постановки?

Баярма Цыбикова: Постановочный период будет длиться с 12 по 21 августа. 23 августа состоится показ. 

Думаю, хореографы должны приехать максимально готовыми, с уже созданным в голове хореографическим текстом. При этом они должны понимать и учитывать возможности артистов балетной труппы театра. Задача трудная, требующая от всех максимальной включенности.

Артисты труппы работают с незнакомыми хореографами. Интересный ли это опыт? Что он дает?

Баярма Цыбикова: В последние годы бурятский театр оперы и балета приглашает разных хореографов. Помимо того, что сами постановки получились успешными, для артистов они стали возможностью профессионального роста и расширения творческих границ. Так, театр сотрудничал с  Питером Куанцем, Александром  Мишутиным, Анастасией Кадрулевой, Петром Базароном, Никитой  Дмитриевским, Владимиром Романовским, Вячеславом Писаревым, в репертуаре театра много балетов в редакции Морихиро Ивата. Конечно, постановки, осуществленные выше перечисленными хореографами, требуют определенных навыков и понимания, что артист в XXI веке должен быть универсальным.  

Какие техники, стили, направления танца будут использованы в постановках? Это контемпорари, модерн, неоклассический балет? Что получится в итоге? 

Баярма Цыбикова: Ключевое во II Лаборатории – это балет на основе классического танца с использованием пальцевой техники с элементами современной хореографии. И здесь самое интересное, как именно каждый хореограф может это реализовать. Например, Юлия Репицына сильна в контемпорари. Будет интересно увидеть, как ей удастся сочетать различные техники.

Можете намекнуть, какие сказки и легенды могут стать основой для сюжетных линий в постановках? Легко ли трансформировать древние сказки и легенды языком танца контемпорари? 

Баярма Цыбикова: Танец есть отражение таланта и мастерства хореографа, и насколько это будет интересным, на основе какого литературного произведения, сказки или легенды, он будет ставиться, какими выразительными средствами хореографы будут пользоваться, – это мы увидим только на показе.

Мне же хочется, чтобы постановки были не только современными в смысле прочтения заданного литературного материала, но и современными в смысле использования всех возможностей хореографического мышления, умения создавать пластически яркие образы.

В каких костюмах будут выступать артисты? Будет ли что-нибудь интересное в дизайне? Возможно, какие-нибудь фольклорные детали, или это будет, скорее, минимализм? 

Баярма Цыбикова: Одно из условий Лаборатории – использование существующих костюмов. «На подборе», как мы говорим. Так, во время организации I Лаборатории ряд костюмов нам предоставил Бурятский театр драмы. Думаю, что и в этот раз мы обратимся к ним за помощью. Вообще, здесь все зависит от видения хореографов. На данный момент мы только приступили к обсуждению костюмов.

2_Егор_Бельских — копия.jpg

3_Егор_Бельских — копия.jpg

4_Егор_Бельских — копия.jpg

5_Егор_Бельских — копия.jpg

6_Егор_Бельских — копия.jpg
Фото: Егор Бельских. Постановки Лаборатории молодых хореографов, пресс-служба БГАТОиБ

Очень коротко об истории современного танца: 

Контемпорари танец отражает актуальные тенденции развития общества. Жизнь человека меняется, появляются новые реалии, к которым также относится и контемпорари танец, который часто называют просто «контемпом». Этот танец ломает стереотипные представления о хореографических методиках, нарушает каноны, нарушает иерархию в труппе, по-новому соотносит себя со временем, пространством и движением. Контемп становится настоящей революцией и для зрителя, и для танцовщика. Его предшественниками и проводниками были такие направления, как свободный танец Айседоры Дункан, танец модерн Марты Грэм и Дорис Хамфри, джаз-модерн и «Американский театр танца Алвина Эйли» и Лестера Хортона, экспрессивный танец Мэри Вигман и хореографа Рудольфа фон Лабана и даже движения из практик йоги, восточных танцев, приемы импровизации, пантомимы и многие другие техники и школы. Термин контемпорари начинает появляться в европейских странах и Северной Америке примерно с 60-х гг. XX века. Контемп танец состоит из разных направлений, техник и подходов. Даже из разных философий танца. Одним из основоположников контемпа и настоящим революционером от хореографии стал американский хореограф Мерс Каннингем. Для постмодернистской хореографии Каннингема характерны новое понимание пространства танца (любая точка сцены может стать центром действия), новое понимание коллаборации артистов, метод «случайности» при создании произведения (хореографическая алеаторика), фрагментарность движений танцовщиков. Формат коллаборации является для творчества Каннингема одним из определяющих факторов. С ним работали композиторы-авангардисты (Джон Кейдж, Кристиан Вульф, Дэвид Берман), над визуальным оформлением работали знаменитые художники-экспериментаторы (Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс, Энди Уорхол). Многие танцевальные компании пионеров контемпа не только существуют по сей день, но и продолжают активно развиваться и экспериментировать. Наряду с разными направлениями контемпа активно развивается неоклассический балет Джорджа Баланчина, появляются балетные постановки Мориса Бежара. В Германии развивается «театр танца» (танцтеатр) Пины Бауш, в Японии появляется авангардное направление буто, в Швеции удивляют, раздражают и восхищают зрителя постановки Матса Эка, а в Израиле завораживает своей экспрессией хореография Охада Нахарина. В России по сей день появляются новые танцевальные кружки и лаборатории в духе дунканисток (например, Танцевальный кооператив «Айседорино горе» Александры Портянниковой и Дарьи Плоховой), живут и развиваются проекты Театра Русский камерный балет «Москва», созданного в 1989 году и соединяющего традиции классического балета с современными направлениями и жанрами хореографического искусства. Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой также объединяет в своих спектаклях классический танец, приемы разных европейских и американских танцевальных школ с различными техниками движения, такими как релиз, йога и даже с акробатикой. Уже шесть спектаклей этого легендарного театра являются обладателями Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Созданный в 1992 году Челябинский театр современного танца Ольги Поны является неоднократным номинантом Премии «Золотая Маска», работы театра дважды становились лауреатами «Золотой Маски» в главной конкурсной номинации «лучший спектакль современного танца». Также стоит отметить постановки «Кинетического театра» Александра Пепеляева, постановки танцевальной компании «ПО.В.С.Танцы», проекты хореографа Владимира Варнавы, омского Театра танца «нОга» Ольги Горобчук, самарского Театра танца «Скрим» Эльвиры Первовой, Центра современной хореографии в Красноярске, танцевального проекта «Онэ Цукер» и многих других танцевальных коллективов, которые сформировали хореографический ландшафт контемпорари в России.

В чем будет выражаться молодежная тематика в постановках?

Баярма Цыбикова: Одна из задач нашей Лаборатории – привлечение в театр молодежи, которая, к сожалению, все меньше интересуется своей историей, корнями, обычаями и преданиями родной земли. В качестве литературной основы будем использовать бурятские сказки и легенды. Это своего рода хореографическая визуализация нашей поэзии выразительными средствами именно современного танца, которые, на мой взгляд, должны быть близки и понятны молодежи. Через танец, – мы хотим говорить на понятном молодежи хореографическом языке о самом важном. 

В Вашем театре уже ставились балеты по мотивам бурятских сказок и легенд. Расскажите, что это был за опыт? 

Баярма Цыбикова: В настоящее время национальных балетов всего три. Это «Красавица Ангара»«Лик богини» и «Земля веры – Баргуджин Тукум».

Мой любимый национальный балет – «Красавица Ангара». Он являет собой единение великолепной живописи Александра Тимина, колоритной хореографии Игоря Моисеева и Михаила Заславского, вдохновенной музыки Льва Книппера и Бау Ямпилова. Либретто Намжила Балдано отражает всю поэзию бурятского народа и передает дух легенды. И «Красавица Ангара» говорит нам о том, что в 50-е годы профессиональное искусство Бурятии было на взлете. 

В 2021 году состоялась премьера новой версии балета Юрия Эрдыниева «Лик богини» в постановке Александра Мишутина. Вообще, первая постановка была новаторской, в ней впервые на театральной сцене оживали персонажи буддийской мифологии.

В этом же году состоялась премьера балета «Земля веры – Баргуджин Тукум», над которым работали композитор Анастасия  Дружинина, хореограф-постановщик Никита Дмитриевский, а также автор либретто Геннадий Башкуев.

В национальных балетах присутствует философия шаманизма и буддизма?

Баярма Цыбикова: Тема шаманизма и буддизма затронуты в балете «Земля веры – Баргуджин Тукум». Насколько удачно удалось отразить тему религии, каждый решит для себя сам. Разумеется, для этого нужно обязательно посмотреть балет. В этом балете как раз возникает синтез современного танца модерн с этнической музыкой и колоритной сценографией Алексея Амбаева.

Как Вы считаете, как в дальнейшем будет развиваться современный танец в России? Нужна ли государственная и фондовая поддержка этому направлению?

Баярма Цыбикова: На мой взгляд, современный танец, как институция, безусловно должен поддерживаться государством. Чем больше будет государственных профессиональных трупп, чей репертуар будет состоять только из современной хореографии, тем лучше. Как будет развиваться современный танец ... Мы живем в такое время перемен, когда хочется просто наблюдать за ними. Но при этом нужно находиться на гребне волны, чтобы видеть весь горизонт происходящих событий.

У Вас есть любимые российские хореографы, работающие с контемпорари, модерном, неоклассикой? Вы следите за чьим-нибудь творчеством?

Баярма Цыбикова: Мне очень интересно творчество Ольги Васильевой, хочется увидеть ее спектакль «Адам и Ева». Мне интересны Вячеслав Самодуров, Юрий Посохов, Александр Сергеев, Петр Базарон, Анна Щеклеина, Эмиль Фасхи, Антон Пимонов. Театр, на мой взгляд, должен вызывать желание думать, размышлять, вынуждать и провоцировать на внутренний поиск правды.

Я не говорю про "нравится" или "не нравится". Мне интересно то, что я испытываю после просмотра работ названных мной хореографов. 

А фестивали? У Вас есть любимые фестивали современного танца, которые, на Ваш взгляд, обязательно нужно посетить хотя бы один раз в жизни?

Баярма Цыбикова: Мои фавориты – это Open LookDance OpenМеждународный фестиваль танцев Цехкрасноярский фестиваль Айседора. Очень интересная театральная жизнь в Екатеринбурге. Хотелось бы, чтобы театр «Провинциальные танцы» и театр балета «Щелкунчик» приехали к нам в Бурятию с гастролями. Также хочется увидеть спектакли Танцтруппы Воронежского Камерного театра

В этом году Лаборатория будет проведена в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 95-летию выдающейся бурятской балерины Ларисы Петровны Сахьяновой. Расскажите об этой балерине. Почему ее называют «женщиной с поющими руками»? 

Сахьянова_1.jpg
Фото: Лариса Сахьянова и Петр Абашеев, пресс-служба БГАТОиБ

Баярма Цыбикова: Лариса Петровна – уникальная бурятская балерина, сделавшая для развития балета в регионе невероятно много. Вместе с Петром Абашеевым они являются основателями Бурятского хореографического колледжа. Заставшие Ларису Петровну на сцене говорят, что ее танец был невероятно вдохновенным, искренним, чистым и высоко одухотворённым. Даже по современным меркам она обладала легким шагом, высоким прыжком.

«Женщина с поющими руками» ... Ее руки были невероятно пластичными, просто бесконечными. К сожалению, я могу судить о танце Сахьяновой только по записям и предполагать, каким он был. Думаю, она была само вдохновение. Ее танец был певуч и поэтичен, невероятно эмоционален. Для нас ее исполнение Красавицы Ангары – это эталон мастерства и то, к чему стремится каждая исполнительница. 

Что Вы пожелаете участникам Лаборатории молодых хореографов на их жизненном и профессиональном пути?

Баярма Цыбикова: Всем участникам Лаборатории хочется пожелать творческой самореализации, а также оказать влияние на развитие хореографического искусства в России.  


Проект II Лаборатория молодых хореографов реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». 

О Российском фонде культуры:

ООГО «Российский фонд культуры» – общероссийская общественно-государственная организация в сфере культуры и искусства. При поддержке Фонда были созданы десятки новых региональных музеев, проведены сотни всесоюзных и международных выставок, фестивалей, концертов и конкурсов, изданы уникальные книжные памятники, учреждены периодические издания во многих регионах страны. Ежегодно Фонд выделяет гранты по различным направлениям искусства, поддерживая театральную, издательскую, музыкальную и просветительскую деятельность. Российский фонд культуры является оператором культурно-просветительских программ для школьников национального проекта «Культура» федерального проекта «Творческие люди».

 Картинка 2 — копия — копия — копия.jpg

 



Наверх