Научное кино: когда режиссер снимает про мозг
Новости
calendar23.05.2023
Поделиться:

Научное кино: когда режиссер снимает про мозг

В июне стартует образовательный курс и режиссерская мастерская проекта «Лаборатория научного кино 2.0». Результатом работы режиссеров станет презентация киноальманаха из 10 короткометражных фильмов об ученых и исследованиях. Тема Лаборатории в этом году – экология и разумное потребление. Портал «Культура. Гранты России» расспросил художественного руководителя Лаборатории, кинорежиссера Юлию Киселеву, о научном кино и работе с учеными.    

Эпизод 01.00_02_05_08.Still018.jpg
Кадр из фильма Юлии Киселевой «Чип внутри меня»


О Лаборатории научного кино 2.0:

Лаборатория научного кино 2.0 – это мультиформатный проект режиссера научного кино Юлии Киселевой и продюсера Лилии Сабировой. Проект включает в себя образовательный курс для участников со всей России, которые прослушают лекции по истории, драматургии, режиссуре и продюсированию научно-популярного кино. В рамках курса состоятся тематические круглые столы и онлайн-дискуссии. В Москве курс завершится практическим треком. В итоге участники кинолаборатории прокачают свои кинематографические навыки, а победители «лабораторного» питчинга получат гранты на съемку своих короткометражных фильмов. Проект реализуется при поддержке Сколковского института науки и технологий, Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Президентского фонда культурных инициатив в рамках инициативы «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» в рамках Десятилетия науки и технологий.   


34979 (1).jpg



О Юлии Киселевой:

Юлия Киселева – режиссер и продюсер документального кино, сооснователь и художественный руководитель проекта «Лаборатория научного кино 2.0». Победитель и лауреат многочисленных российских и международных кинопремий и смотров. Снимает кино про мозг и не только («Мозг. Вторая Вселенная» (2017), «Робот, я люблю тебя?» (2021), «Чип внутри меня» (2022).

Юлия_1.jpg
Фото: Юлия Киселева (получает премию «За верность науке» - первое место в номинации «научный режиссер года»)


О научном и научно-популярном кино в России:

Первое научно-популярное кино в России появляется уже в начале XX века. Свой расцвет и славу оно переживает спустя несколько десятилетий, и связано это с появлением крупнейшего в то время комплекса студий по производству учебных и научно-популярных фильмов «Центрнаучфильм» в 30-е гг. в Москве. За десятилетия своего существования эти производственные студии выпустили на широкий экран 1 392 фильма, а также многочисленные киножурналы (в том числе знаменитые «Наука и техника», «Хочу всё знать»). Также фильмы выпускали «Леннаучфильм», «Школфильм», «Киевнаучфильм», «Союзкинохроника» и другие киностудии. Позднее «Центрнаучфильм» переименовывают в «Центр национального фильма», выпускающий в разы меньше фильмов. Центр просуществовал всего 11 лет. В 2015 году название «Центр национального фильма» исчезает, в студии проводят реорганизацию и присоединяют к Киностудии имени М. Горького. Таким образом появляется старый новый «Центрнаучфильм», являющийся теперь одним из брендов и подразделений знаменитой киностудии. Известными режиссерами научно-популярного кино и популяризаторами науки были Владимир Шнейдеров («Под небом древних пустынь» (1958), «Происхождение жизни» (1953), «Два океана» (1933), телепередача «Клуб кинопутешествий» (1960 - 1988), Александр Згуриди (телепередача «В мире животных» (1968 - 1988), «Тайны природы» (1950), «В песках Средней Азии» (1943), «По следам снежного человека» (1988), «Аборигены Антарктиды» (1981), Борис Долин (киножурнал «Хочу всё знать» (1957 - 2021), «Слепая птица» (1963), «Дом Брема» (1968), «Охота за микробами» (1973), Семен Райтбурт («На берегу озера Иссык-Куль» (1954), «Мозг и машина» (1960), «Математик и черт» (1972), «Что такое теория относительности?» (1964), «Операция Гелий» (1991 - 1993).


Юлия_7.jpg
Фото: Юлия Киселева снимает кино с командой

Портал «Культура. Гранты России»: Юлия, Вы режиссер научного кино. Как Вы оказались в этой специфической сфере? Расскажите, пожалуйста, о себе всё самое интересное.

Юлия Киселева: Научное кино по сути – это та же документалистика, только мы рассказываем больше не про судьбы людей, а про научные исследования. Но при этом и людей, конечно, тоже не забываем: рассказываем об ученых, показываем испытуемых в экспериментах. В 2014 году мне захотелось снять зрительскую картину и выйти с ней в кинопрокат. Тогда была очень популярна тема исследований мозга, и я подумала, что это может быть интересно для зрителей. Так и получилось.

Фильм «Мозг. Вторая Вселенная» полтора года держался в прокате, и в какой-то момент стало ясно, что есть большой запрос у публики на научно-популярное кино. А мне оно всегда нравилось. Вот я его и снимаю.

До этого я снимала документальное кино на разные социальные темы, а до ВГИКа несколько лет работала журналистом. 

Юлия_8.jpg
Фото: Юлия Киселева снимает курсовую работу с командой, 2008 год

Портал «Культура. Гранты России»: Что такое научное кино? Чем оно отличается от игрового и какое отношение имеет к документальному? Есть ли какие-нибудь разновидности или классификация научного кино?

Юлия Киселева: У меня есть целая отдельная лекция в Лаборатории, где я рассказываю именно об этом. Если совсем коротко: в игровом кино снимаются актеры и сценарий написан от и до, а предмет исследования документалиста – реальная жизнь, и мы не всегда знаем, куда драматургия фильма нас заведет.

Научное кино чаще всего пользуется методами документалистики. Хотя есть и игровые картины, например, классический фильм «Что такое теория относительности?» Семена Райтбурга 1964 года.

В научном кино мы рассказываем о неком предмете, явлении или исследовании, а в документальном кино главный герой – человек, а не мозг или углеродные нанотрубки. Классификаций довольно много. Проблема классификации – это тема для специалистов, киноведов, исследователей кино.

Портал «Культура. Гранты России»: О каких науках чаще появляется научное кино в России? Почему?

Юлия Киселева: У нас в принципе мало научного кино. Есть отдельные режиссеры, которые снимают на определенные темы. Светлана Быченко снимает о природе, Володя Марин об океанах, морях и их обитателях, у Димы Завильгельского недавно вышло несколько фильмов об археологии, до этого он снимал химиков и физиков. Мне интересные темы, связанные с мозгом, сознанием, восприятием.

Портал «Культура. Гранты России»: Как Вы думаете, почему в России сейчас мало научного кино? 

Юлия Киселева: Во-первых, для того, чтобы снимать научное кино, нужно понимать его видовую специфику. Во-вторых, для научного кино требуются в разы большие бюджеты, чем для документального кино. В-третьих, попасть в научные институты и лаборатории – не всегда просто. В-четвертых, ученые не всегда хотят сниматься в кино. Они могут путать документалистов с журналистами и боятся, что про них напишут желтую статью. Да и псевдонаучные фильмы никто не отменял, – они в России существуют.   

Юлия_6.jpg
Фото: Юлия Киселева снимает дипломный фильм, 2009 год

Портал «Культура. Гранты России»: Как Вы относитесь к сленговому слову «научпоп»? Что обозначает это слово, – речь идет о каких-то несовместимых друг с другом понятиях?

Юлия Киселева: Почему несовместимых? Научно-популярный – это про науку доступным зрителю или слушателю языком. Вот, кстати, если вернуться к классификациям. Недавно на конференции во ВГИКе Виталий Трояновский предложил делить научное кино на научно-исследовательское кино – на кино как инструмент исследования (так научное кино и возникло: ученым требовалось фиксировать некоторые вещи в своих экспериментах на кинопленку), учебное и научно-популярное.

Вот научно-популярное – для широкого зрителя. То, что можно выпустить на киноэкраны.

Портал «Культура. Гранты России»: Вы думаете, что у слова «научпоп» нет никакой негативной коннотации? Научно-популярное кино в России – это такой развлекательный бизнес (“sciencetainment”) или что-то большее?

Юлия Киселева: Лично я не вижу здесь негативных коннотаций. Но я не уверена, что кино – это бизнес. Это больше про искусство и образование, не про коммерцию. С одной стороны, оно вроде бы и продается, но в России почти нет рынка документального кино и сложно представить, что научный фильм, например, может окупиться. 

Юлия_4.jpg

Фото: Юлия Киселева снимает кино с оператором Сергеем Петригой, 2013 год

Портал «Культура. Гранты России»: Расскажите о Вашем проекте «Лаборатория научного кино 2.0». Вы снимаете фильмы именно в «лаборатории», а не в «мастерской». Что за Лаба такая? В чем смысл?  

Юлия Киселева: Свои фильмы я снимаю на киностудии «Риск». А «Лаборатория научного кино 2.0» – это мой проект, который мы делаем вместе с моей коллегой продюсером Лилей Сабировой, и в рамках которого мы сначала объединяли людей, интересующихся научным кино, проводили разные онлайн-встречи со специалистами индустрии и учеными. Все это существовало на общественных началах.

Потом мы придумали большой образовательный проект, получили поддержку Президентского фонда культурных инициатив и сейчас запускаем лекционный курс на все лето – 32 лекции онлайн по драматургии, режиссуре, производству научного кино. К нему, кстати, могут присоединиться все желающие из любых регионов. 

Юлия_2.jpg

Фото: Юлия Киселева снимает кино

Лекции читаю я и ведущие специалисты киноиндустрии: драматург Всеволод Коршунов, оператор Ирина Уральская, кинорежиссер, профессор ВГИКа Борис Караджев, продюсер Галина Сыцко и другие.

А в Москве мы набираем режиссерскую мастерскую, 23 человека, которые будут писать сценарии фильмов совместно с учеными Сколтеха и Химфака МГУ. Лучшим проектам мы дадим грант на съемки короткометражных фильмов, а потом выпустим их на киноэкраны в составе киноальманаха.

Портал «Культура. Гранты России»: Какие специалисты снимают научное кино? Что это за люди?  

Юлия Киселева: Научное кино, так как это кино, снимают кинорежиссеры. Всего в Лабораторию подали 361 заявку. 

На образовательный курс, кстати, пришло много людей, не связанных ни с кино, ни вообще с медиа – это инженеры, биологи. И это интересно. Понимаете, за 32 лекции и три месяца невозможно научить человека снимать кино с нуля. Да у нас и нет такой задачи.

Я выстроила курс так, чтобы он был неким навигатором: после него человек начнет понимать, что такое научное кино, как его смотреть, а если хочется снимать, – мы дадим алгоритм, с чего начать и куда двигаться.

В мастерскую мы отбираем людей преимущественно с режиссерским образованием, которые уже имеют представление о том, что такое кинематограф, и их мы будем учить снимать именно научное кино. Одна из сложных задач – это переориентироваться с человека на исследования. Легко снимать, когда герой – ученый. А если герой – гибридная фотоника? Мне кажется, к нам идут люди, которые любят сложные задачи.

Эпизод 01.00_02_16_05.Still017.jpg

Эпизод 01.00_01_21_04.Still020.jpg

Эпизод 01.00_00_47_00.Still027.jpg

Эпизод 01.00_00_56_08.Still025.jpg

Эпизод 01.00_00_59_16.Still024.jpg

Кадры из фильма Юлии Киселевой «Чип внутри меня»

Портал «Культура. Гранты России»: Чему конкретно будут учить в рамках Вашей лаборатории?

Юлия Киселева: Начнем с теории и классификаций научного кино, а закончим тем, как продвигать фильм на кинофестивали и готовить премьеру. В принципе образовательный курс может прослушать любой человек, для этого не нужна какая-то специальная подготовка. Но с ребятами из мастерской у нас будет практическая часть. Мы прошли синопсис – и пишем синопсисы. Прошли экспликацию – разрабатываем экспликацию. Потом готовим презентации и выходим на питчинг.

У нас уже сформирован экспертный совет, где, помимо кинематографистов, есть представители научного мира, – например, редактор журнала «Кот Шредингера» Григорий Тарасевич или профессор МГУ имени М. В. Ломоносова и НИУ ВШЭ Михаил Лебедев. Экспертный совет будет выбирать лучшие проекты, которым мы дадим гранты.

Портал «Культура. Гранты России»: Кто является целевой группой научного кино в России и, в частности, Вашего проекта?

Юлия Киселева: Те люди, которым интересно научное кино. У нас есть канал и чат в телеграмме, они так и называются «Лаборатория научного кино 2.0». Мы можем посмотреть, кто там состоит. Это в основном режиссеры, сценаристы, операторы, отборщики и кураторы кинофестивалей, научные журналисты и коммуникаторы, ученые. Еще интересно, что к нам пришли заявки из пяти стран, из более, чем 70 городов.

Портал «Культура. Гранты России»: Ваша Лаборатория получила грант Президентского фонда культурных инициатив. Как Вам помог грант? Страшно было подавать заявку на грант? В общем, легко ли сейчас организовать финансирование для научно-популярного фильма? Кроме грантов, где еще можно добыть деньги на съемки?

Юлия Киселева: Грант помог нам запустить образовательный курс и мастерскую. Все ведь требует бюджета – зарплата лекторов, гранты на съемки, организация. Без гранта мы могли бы только вести каналы в телеграмме и периодически проводить встречи в зуме.

Нет, заявку не страшно подавать, это просто требует большой организации и занимает много времени. Но это мы про Лабораторию говорим. Это все же образовательный проект, несмотря на то, что в его рамках режиссеры снимут 10 короткометражных фильмов.

С полнометражными картинами немного другая история. У нас сейчас в основном три источника финансирования научных фильмов: тот же Президентский Фонд Культурных Инициатив, Министерство культуры Российской Федерации и Институт Развития Интернета.

Я сейчас заканчиваю полнометражную картину про ученого Ивана Пигарёва и его новаторскую «Висцеральную теорию сна». Фильм называется «Как Иван Пигарёв сон изучал», он выйдет в кинопрокат в марте 2024 года. Этот фильм мы делаем с поддержкой Министерства культуры Российской Федерации.

Еще есть краудфандинг. Я запускала в 2015 – 2021 годах шесть краудфандинговых кампаний на фильмы, потому что бюджета Минкультуры России не всегда хватало. Научное кино – это дорого.

A001_08272208_C005.mov.22_12_39_06.Still001.jpg

edit final 4.00_12_42_21.Still005.jpg

A001_08272329_C013.mov.23_30_58_05.Still001.jpg

A076C811_221207UA_CANON.MXF.19_36_06_06.Still001.jpg

trailer.00_01_16_20.Still008.jpg

edit final 4.01_00_21_16.Still002.jpg

Кадры из фильма Юлии Киселевой «Как Иван Пигарёв сон изучал»

Портал «Культура. Гранты России»: Вернемся к высокой материи. Важен ли в научном кино авторский взгляд и авторская интонация? Как она проявляется в фильме?

Юлия Киселева: Да, конечно. Кино – это вид искусства, а авторская точка зрения – это как раз то, что и делает искусство искусством. Вместе с киноязыком, образами, драматургией. В фильм драматургию вкладывает автор. По сути, мы снимаем авторское кино. И в Лабе я учу тому же. С режиссерами мы будем искать их авторскую точку зрения даже на такие объективные вещи, как научные исследования. Иначе кино не получится.

Портал «Культура. Гранты России»: Всегда ли легко режиссеру научного кино общаться со своими героями и экспертами? Можете вспомнить какие-нибудь интересные или, может, смешные истории про работу с учеными и исследователями?

Юлия Киселева: Когда я начала снимать свой первый фильм про мозг – «Мозг. Вторая Вселенная» – многие научные организации отказывали мне с формулировкой «мы не общаемся с журналистами». Я объясняла, что я не журналист, а кинематографист. Я не напишу какую-нибудь желтую статью. В общем, какое-то время пришлось нарабатывать репутацию. И это тоже одна из задач Лабы – научиться коммуникации режиссеров с учеными.

Ученым на самом деле тоже интересно в кино сниматься, если они видят серьезный подход. Они говорят, что им интересно, как режиссер увидит то, чем они занимаются. Иногда режиссер помогает им объяснять некоторые научные процессы, переводить с научного языка на понятный всем. 

Интересные истории… Ну например, на фильме «Как Иван Пигарёв сон изучал» у нас была научный консультант Ирина Максимова с факультета почвоведения МГУ, которая для фильма воспроизвела биохимический эксперимент с дрожжами 1870 года.

Для понимания: тогда еще даже чашку Петри не изобрели. Мы понятия не имели, как этот эксперимент показывать. Ирина Аркадьевна занималась им две недели: искала реквизит, читала литературу, ставила сам эксперимент. И он сначала не получался, но в итоге получился. 

В целом в фильме он скорее иллюстративный и не так много экранного времени занимает. Можно было бы просто показать, как актриса в костюме XIX века пересыпает что-нибудь из колбы в колбу, но у нас кино документальное, и мы считаем, что реконструкция тоже должна быть достоверной. И, знаете, это совершенно по-другому смотрится, когда все живое и настоящее. Это, конечно, в первую очередь заслуга научного консультанта. Я это еще к тому говорю, что в советское время за каждой научной картиной был закреплен научный консультант, да еще и не один. А у нас такая практика исчезла, и появилось много псевдонаучных, да и просто слабых картин. Эту тему мы тоже поднимаем в нашей Лаборатории 2.0.

И, кстати, 31 мая в Доме кино совместно с Гильдией редакторов Союза кинематографистов проводим круглый стол на тему консультантов и редакторов в научно-популярном кино. Приходите, вход свободный.

Портал «Культура. Гранты России»: Где в России можно «найти» научное кино, кроме больших платформ по типу социальных сетей? Как проходит дистрибуция после создания кинофильма? Как фильмы добираются до своего зрителя? 

Юлия Киселева: Я могу только про свои фильмы рассказать, так как занималась их дистрибуцией. Все фильмы я выпускаю в ограниченный кинопрокат, потому что снимаю для киноэкранов.

Еще есть телевидение. «Чип внутри меня», например, показывали по «Первому каналу» в прайм-тайм, сейчас его купил телеканал «Наука». Оба фильма про мозг были на «Культуре». И ОТР показывало несколько картин.

Все мои фильмы есть на онлайн-платформах: IVI, KION, NONFICTION.FILM и т.д. Их показывают в киноклубах, в рамках кинофестивалей в России и за границей.

На самом деле путей много. Сейчас стало сложнее с зарубежными показами. Но в России есть разные пути. В рамках Лаборатории я сделала такую вещь: собрала у коллег научно-популярные фильмы, которые им не жалко было отдать для свободного доступа, и мы разместили их на портале Культура.РФ. На этом же портале есть подборки от Госфильмофонда, где можно посмотреть научные фильмы еще советского времени. Очень интересно, кстати.

Main(no logo).mp4.00_00_25_24.Still001.jpg

BM Pocket_1_2016-03-17_1024_C0002.movMulticam.00_09_33_03.Still001.jpg

after01.jpg

gypnoz.01_15_52_19.Still005.jpg

stepan01.jpg

deti00086410.jpg

Кадры из фильма Юлии Киселевой «Мозг. Вторая Вселенная»

Портал «Культура. Гранты России»: Расскажите о фестивальном движении в сфере научно-популярного кино. Какие есть фестивали? Какую роль играет фестивальное движение для кинематографистов и для популяризации науки?

Юлия Киселева: Наверное, один из старейших фестивалей – это «Мир знаний» в Петербурге. У меня была забавная история. Когда я заканчивала фильм «Мозг. Вторая Вселенная», его одновременно просили «Мир знаний» и «360 градусов» в Москве. Проходили они почти в одно и то же время.

Мы договорились тогда, что премьерой будем считать московский показ на «360 градусах», а на «Мире знаний» – покажем тихо, не афишируя особо. И поехали со Светой Бондаревой, нашим сопродюсером, в Питер.

К фестивалю мы едва успели закончить картину. Не успели даже титры оформить, как хотели. Не проводили никаких фокус-групп. Фильм должны были показывать на открытии, на котором собралось много народу. Люди стояли вдоль стен, не хватало мест. Я впервые показывала научно-популярную картину и думала: а вот как начнут сейчас зрители выходить из зала, – кому нужно на фестивале кино про мозг? Но никто не ушел! Фильм шел 85 минут, и даже те, кто стоял у стены, досмотрели до конца.

Билеты на «Мозг. Вторая Вселенная» в Москве на фестивале «360 градусов» смели буквально моментально. Потом включилось сарафанное радио, фильм долго стоял в прокате в ЦДК, люди на него шли и шли…

Для индустрии фестивали очень важны: и показами, и возможностью пообщаться со зрителями и коллегами. Один из партнеров нашей Лабы, кстати, иркутский фестиваль «Человек и природа». Я ездила туда с фильмом «Робот, я люблю тебя?» Тогда же попросила организаторов устроить фокус-группу моей следующей картине «Чип внутри меня».

Мы собрали коллег и случайных зрителей, посмотрели монтаж картины, обсудили, – и это очень помогло мне завершить картину, улучшить ее.

Также фестивали важны для популяризации научного кино. На премьерном показе фильма «Чип внутри меня» в рамках фестиваля «Future.Doc» одна зрительница сказала: «Спасибо вам, что поменяли мое мнение». Мы в фильме развенчивали мифы о чипировании, рассказывали о нейроимплантатах.

Портал «Культура. Гранты России»: ОК. Фильмы сняты и размещены на платформах. Фестивали проведены. Они добрались до своего зрителя. Что мы получаем в итоге? На Ваш взгляд, какой эффект оказывают научные фильмы на своего зрителя? Как научное кино может повлиять на общество? Какую пользу оно приносит?

Юлия Киселева: Вот как раз в предыдущем вопросе уже затронули эту тему. У кино есть образовательная функция. Также важно, что мы в кино затрагиваем этические и философские вопросы и осмысляем технологии  ту реальность, в которой живем. Технологии развиваются стремительно, не всегда у людей есть время подумать о том, куда они нас приведут. А кино как раз дает эту возможность. Мы также рассказываем о наших замечательных ученых. Может быть, кто-то посмотрит кино и тоже захочет пойти в науку. Пару таких отзывов я слышала после показов.

Портал «Культура. Гранты России»: Как Вы относитесь к научной фантастике в кино? У Вас есть любимые научно-фантастические фильмы?

Юлия Киселева: "Интерстеллар". Очень его люблю.

Портал «Культура. Гранты России»: Технический вопрос. С точки зрения соблюдения интеллектуального права,  в сфере научного кино сложнее работать? Есть ли тут какие-нибудь подводные камни?

Юлия Киселева: Ровно так же, как и в любом другом кино. Искали для фильма «Чип внутри меня» правообладателя хроники 60-х годов, где ученый Хосе Дальгадо проводил эксперименты с быком: останавливал несущегося быка нажатием кнопки на пульте управления (включал стимуляцию мозга электродом). Хроника довольна известная, а правообладателя не смогли найти. Писали в университеты Испании, США, в фильмотеки. Всё бесполезно было. В итоге просто сделали графику вместо хроники. Но такое случается на любом проекте, не только в научном фильме. 

Еще одна интересная история. Герой фильма «Как Иван Пигарёв сон изучал», профессор Иван Пигарёв вместе с коллегами-учеными из ИППИ РАН в 70-е годы строил яхту. Строили всей лабораторией. Строили семь лет. Cпустили ее на воду, отплавали сезон. Потом сломали. И снова пытались восстановить много лет. Яхта стояла на даче Пигарёвых, а мимо нее на свою дачу ездил Никита Сергеевич Михалков. Смотрел много лет на это строительство. В итоге попросил композитора Эдуарда Артемьева и свою маму, поэта Наталью Петровну Кончаловскую, написать песню. Так появилась «Песня о корабле»: «Лодку большую прадед наш решил построить для внуков…».

Этой песней начинается фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Песня известная, но мало кто знает, что ее истоки – в лаборатории нейрофизиологии ИППИ РАН. Хотим использовать ее в фильме. Сейчас договариваемся с правообладателями, и это немалая такая часть бюджета – покупка авторских прав. Наверное, для игровой картины с большим бюджетом это не так чувствительно, но у нас маленькие бюджеты. Приходится постоянно выкручиваться.

Научное кино снимается ровно так же, как и все другие картины: мы работаем и с художниками-постановщиками, и с графиками. Разве что актеров у нас нет. И то, – в фильме про профессора Пигарёва есть, потому что в одном из эпизодов мы делали реконструкцию.

Портал «Культура. Гранты России»: Как можно использовать искусственный интеллект при съемках научно-популярного кино? Или лучше этого не делать?

Юлия Киселева: Мы тут взяли теорию сна Пигарёва, открыли PeopleAI и спросили у «Ивана Павлова», что он думает про эту теорию. Получили довольно любопытные ответы. Но в фильме не использовали, у нас и так много переплетений разных линий. Искусственный интеллект просто не поместился в фильме.

Портал «Культура. Гранты России»: Что самое сложное в Вашей работе?

Юлия Киселева: Найти деньги на кино.

Портал «Культура. Гранты России»: Что бы Вы пожелали себе и другим российским режиссерам научного кино в России?

Юлия Киселева: Терпения, развития и веры в лучшее.

Daniil.jpg

Кадр из фильма Юлии Киселевой «Мозг. Вторая вселенная»


Сайт научных фильмов Юлии Киселевой: brain-film.ru

Лаборатория научного кино во Вконтакте: https://vk.com/laba20  

Чат Лаборатории научного кино в Tелеграм: t.me/sciencedoclab4at

Сайт режиссера Юлии Киселевой: http://kiselevadoc.ru/






















Наверх