«Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» завершает цикл выставок собраний российских меценатов
Новости
calendar15.07.2022
Поделиться:

«Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» завершает цикл выставок собраний российских меценатов

В Санкт-Петербурге в Манеже Малого Эрмитажа проходит масштабная выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», на которой представлено более 150 картин из собрания знаменитого мецената, коллекционера французского модернизма Сергея Щукина. Выставка не только демонстрирует саму коллекцию, но и рассказывает о знаменитом доме Щукиных в Знаменском переулке в Москве: развеска картин максимально приближена к плану авторской развески в доме Щукина, запечатленной в 1914 году фотографом Павлом Орловым. Эти уникальные фотоматериалы легли в основу выставочного пространства в Манеже Малого Эрмитажа. Портал «Культура. Гранты России» задал несколько вопросов кураторам выставки и сотрудникам отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ольге Леонтьевой и Михаилу Дединкину.

Почему выставка проходит именно сейчас?

Ольга Леонтьева: Выставка подготовлена двумя показами коллекции Сергея Щукина: в 2016 году в парижском Фонде "Луи Виттон" и в 2019 году в Пушкинском музее. Эрмитажный показ завершает цикл выставок, посвященных выдающимся коллекционерам, Сергею Щукину и братьям Морозовым, проходившим в Париже, Москве и Петербурге.

Перекрестные выставки недавно открылись в двух главных городах России — "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина" в Эрмитаже и "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" в Пушкинском музее. Этим наши музеи подводят итог многолетнего исследования деятельности коллекционеров и их вклада в русскую культуру.

Михаил Дединкин: Эрмитажная выставка кардинально отличается от предыдущих. Собрание впервые представлено с такой полнотой. Кроме того в Эрмитаже предпринята беспрецедентная попытка воссоздания щукинской экспозиции. "Гогеновский иконостас", "Комната Пикассо", ансамбль "Розовой гостиной" с картинами Анри Матисса, "Музыкальный салон" с произведениями импрессионистов, "Кабинет Сезанна" — все залы воспроизводят оригинальную развеску, и даже размеры помещений приближены к щукинским.

Какова роль меценатов и коллекционеров в истории отечественного искусства? В частности, роль Сергея Щукина?

Михаил Дединкин: На протяжении первых лет российского собирательства роль патрона в искусстве выполняло государство. Но уже с конца XVIII века появились коллекции, принадлежащие преимущественно аристократам, а с середины XIX века фундаментальные собрания создавались крупнейшими предпринимателями.

Ольга Леонтьева: Всем известна роль, которую сыграли Третьяковы в консолидации и сохранении русского искусства. Сергей Иванович Щукин считал себя продолжателем этой традиции, — только в европейском искусстве. Он сыграл ключевую роль в развитии российского авангарда. Его галерея была единственным открытым для публики собранием модернизма. Сюда приходили многие художники: Ларионов, Гончарова, Малевич, Кандинский, Петров-Водкин и многие другие. Галерея служила проводником французского авангарда, последнего слова в искусстве. Без этого облик русского искусства мог быть совершенно иным.

Кто самый значимый российский меценат? Почему?

Ольга Леонтьева: В русской культуре оставили глубокий след многие меценаты, особенно на рубеже XIX–XX веков. Тем не менее, имя Сергея Щукина возвышается над остальными. Понимание современного искусства, феноменальное чутье, способность чувствовать дух времени, — все это помогло Щукину собрать первоклассную коллекцию французского искусства от импрессионизма до последних открытий Матисса и Пикассо.

В чем особенность российских меценатов?

Михаил Дединкин: Широкие масштабы, азартность, умение чувствовать вызовы времени, в том числе в области искусства.

Почему нужно помогать «бедному художнику»?

Ольга Леонтьева: Потому же, почему мы помогаем пожилым людям, инвалидам и сиротам.

Расскажите о главных особенностях коллекции Сергея Щукина?

Михаил Дединкин: Немедленное отражение последних тенденций во французской живописи. Он обращался к искусству не вчерашнего дня, а сегодняшнего: покупал картины Матисса, Пикассо, Дерена, Анри Руссо в то время, когда их мало кто способен был понять и оценить.

Другая особенность — это систематичность собрания, планомерно демонстрирующего развитие французской живописи. Одно из любимых слов Щукина — эволюция. Ему было важно показать не только ход развития искусства, но и личную эволюцию вкуса. Он никогда не отказывался от ранних приобретений. "Моя коллекция — это моя судьба" - говорил он.



Выставка продлится до 30 октября 2022 года.

Фото: Государственный Эрмитаж
 
Наверх